История фармучилища №10

Фармацевтическое училище №10 Департамента здравоохранения г. Москвы было основано в ноябре 1920 года. В первый год к занятиям приступило 40 студентов. Через 2 года состоялся первый выпуск специалистов-фармацевтов.

• В 1924 году на I съезде по фармацевтическому образованию принято решение о необходимости продления обучения до 3 лет. В 1930 году журнал «Советская фармация» отмечает уже 10-летие фармацевтического техникума.
• В 1937 году техникум переводят на территорию Галеново-фармацевтической фабрики.
• В 1940 году в фармацевтическом техникуме обучается уже 400 человек.
• В 1941 году студенты идут на фронт защищать Родину.
• С 1965 года училище располагается на Большой Дорогомиловской улице.

Об училище

Фармацевтическое училище № 10 Департамента здравоохранения г. Москвы осуществляло подготовку специалистов по специальности «Фармация». Училище было аттестовано и аккредитовано до 2011 года, лицензировано до 2013 года. Обучение проводилось в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности «Фармация». Почти 70% выпускников, оканчивая Фармацевтическое училище №10, продолжали обучение в высших учебных заведениях страны, продолжая работу в аптечных учреждениях.

Практическое обучение

В ходе обучения студенты колледжа начиная со II курса ежегодно проходили производственную (профессиональную) практику с целью закрепить полученные теоретические знания и наработать профессиональные умения и навыки. Практическое обучение было неотъемлемой частью всего образовательного процесса в Фармацевтическом училище №10 Департамента здравоохранения Москвы.

Производственная (профессиональная) практика включала в себя следующие этапы:
2 курс — Практика для получения первичных профессиональных навыков
• Медицинская ознакомительная
• Экология окружающей среды
3 курс — Практика по профилю специальности
• Организация работы аптеки
• Изготовление лекарственных форм
• Заготовка лекарственного растительного сырья
4 курс — Практика по профилю специальности
• Изготовление лекарственных форм
• Квалификационная практика
• Стажировка

Практическими базами Фармацевтического училища №10 была сеть «Столичные аптеки», а также аптеки лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы.

Учебный процесс

Методика интеграции учебного материала способствовала формированию у студентов целостного представления об изучаемых дисциплинах. Система преподавания, практикуемая преподавателями училища, была нацелена на формирование навыка самостоятельной работы студентов. Полнота и глубина усвоения знаний студентами достигалась посредством различных методов обучения: интегрированные занятия, проблемно-поисковый метод, метод проектов, метод работы малыми группами и т.д. Кроме того, в учебном процессе широко использовались современные информационные технологии: студенты выполняли самостоятельные работы в электронном и мультимедийном формате, имели возможность общаться с преподавателями посредством электронной почты и в режиме online.

Учебный процесс

Основными ценностями уникальной концепции обучения в фармацевтическом училище были сотрудничество преподавателей и студентов, взаимопонимание, дружеское отношение к студентам. В целях демократизации учебного процесса в учебный план были внедрены дисциплины по выбору и ряд дисциплин регионального компонента: целебные дары гомеопатии, фитотерапия, биоэтика, биологически активные добавки, биологическая химия, клиническая фармакология.

Воспитательная работа. Досуг студентов.

Фармацевтическое училище №10 Департамента здравоохранения г. Москвы ставило перед собой задачу подготовить не только высококвалифицированных специалистов, но и честных, порядочных и эрудированных профессионалов своего дела. Для этого в Московском фармацевтическом училище проводилась воспитательная работа, которая заключалась в активном воздействии учебно-воспитательного процесса не только на уровень профессиональных знаний студентов, но и на их сознание, чувства и поведение с целью всестороннего раскрытия их способностей.

Культурно-массовая и творческая деятельность, направленная на развитие разносторонней творческой личности с активной жизненной позицией, включала в себя различные молодежные мероприятия: фестивали, КВН, конкурсы, концертные, экскурсионные программы. Кроме того, проводились мероприятия гражданско-патриотического и правового цикла. Их основная цель — осознание студентами своей причастности к судьбе России, её историческому прошлому, многогранному настоящему и грядущему будущему.

Для реализации таких мероприятий Фармацевтическое училище № 10 сотрудничало с Центральным музеем Великой Отечественной войны, музеем-панорамой «Бородинская битва», музеем Красного Креста и клубом ветеранов – медиков, участников Великой Отечественной войны. Большое внимание уделялось сохранению национальной культуры, традиций и обычаев народов, воспитанию толерантности и национального самосознания в сочетании с пониманием места и роли своего народа и страны в развитии мировой культуры.

Несомненно, одним из главных ориентиров воспитательной работы было формирование профессионально значимых нравственных качеств. В рамках этого направления учебно-воспитательной деятельности проводились марафон дисциплин, профессиональные конкурсы, викторины. Студенты училища посещали международные выставки «Аптека года», Московскую ассамблею «Здоровье столицы», принимали участие в телевизионных диалоговых передачах по медицинским тематикам, а также иных мероприятиях, проводимых с целью популяризации здорового образа жизни и воспитания экологической культуры.

В фармацевтическом училище также работали более 10 кружковых объединений. Творческие коллективы училища часто принимали участие в городских и районных мероприятиях: КВН, смотрах-конкурсах, фестивалях, спортивных эстафетах и соревнованиях. Кроме того, в фармацевтическом училище №10 был Студенческий Совет, который представлял интересы студентов и участвовал в учебно-воспитательном процессе. За активное участие в общественной жизни колледжа руководство училища награждало студентов денежными премиями, подарками и экскурсионными поездками.

Льготное обеспечение

Фармацевтическое училище всегда заботилось о своих студентах и предоставляло некоторую помощь. Так, студентам I и II курсов предоставлялось бесплатное горячее питание, а студенты III и IV курсов также получали денежную компенсацию. Кроме того, студентам предлагались проездные документы для проезда в общественном транспорте. Отличникам и хорошистам назначалась государственная академическая стипендия. Студенты льготных категорий обеспечивались также государственной социальной стипендией. Во время прохождения производственной практики училище обеспечивало студентам обязательное медицинское страхование.

Повышение квалификации

В Фармацевтическом училище №10 поступали не только молодые люди, окончившие школу, но и уже состоявшиеся специалисты смежных отраслей, желающие повысить уровень своей квалификации, усовершенствовать свои деловые качества.

Отдел повышения квалификации имел необходимую материально-техническую базу, оборудование, компьютерный класс, штат.

Курсы повышения квалификации включали в себя следующие темы:
1. Современные технологии изготовления лекарственных форм
2. Порядок организации фармацевтической деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ
3. Современные аспекты работы фармации
4. Современные подходы к реализации лекарств из аптечных предприятий различных форм собственности
5. Безрецептурный отпуск лекарств, парафармацевтической продукции и техника продаж

Также в фармацевтическом училище проводились специальные курсы повышения квалификации для медицинских сестер «Порядок организации медицинской деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

 

Расформирование училища в 2014 году

В 2013 году Фармацевтическое училище №10 Департамента здравоохранения г. Москвы являлось единственным в Москве колледжем, специализирующемся исключительно на подготовке «аптечных» специалистов. Эксклюзивность специальности влекла за собой высокий конкурс на бюджетное отделение (до 4 абитуриентов на место). Да и спрос на профессиональное фармацевтическое образование значительно превышал предложение. Несмотря на это, приказом московского Департамента здравоохранения в феврале 2014 года Фармацевтическое училище №10 Департамента здравоохранения г. Москвы было упразднено. Возможность получить среднее профессиональное образование по специальности «Фармация» можно было еще в десяти с небольшим медицинских училищах, однако профильных фармацевтических училищ не осталось.

Новость о том, что Фармацевтическое училище №10 будет расформировано, взволновала не только представителей отрасли, но и абитуриентов и их родителей. Вопрос, где в столице можно теперь получить качественное среднее фармацевтическое образование, оставался без ответа. Абитуриенты 2014 г., лишившиеся возможности поступить в Фармколледж, писали бывшему руководству училища многочисленные письма и даже пытались поднять этот вопрос на уровне телевидения, отправляя жалобы на один из федеральных каналов.

Ситуация сегодня

Фармацевтический колледж Департамента здравоохранения города Москвы — это почти вековая история. Он был создан по приказу Наркомата просвещения СССР в начале 1920 года как Московское фармацевтическое училище № 10. Обучение проводилось в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности «Фармация». Основным преимуществом было предоставление бесплатных мест для граждан CCCР и РФ и гарантированное трудоустройство выпускников.

На протяжении всего периода работы колледжем подготовлено более 37 тысяч выпускников, а в 1941 году более 400 его студентов ушли на фронт защищать Родину. В настоящее время функционирование колледжа в прежнем виде прекращено. Сегодня его традиции развивает специализированный московский фармацевтический колледж «Новые знания».